Обзор Serious Sam 4 — аромат свежескошенного гнаара
Serious Sam 4

Обзор Serious Sam 4 — аромат свежескошенного гнаара

Шутеры старой школы всегда стремились к тому, чтобы их динамика была выше, противники — опаснее, а арсенал — смертоноснее. Таким путем шли все ключевые тайтлы 1990-х: брутальный герой-одиночка отправлялся превращать в кровавый фарш все, что шевелится, и делал это, сопровождая свои действия шуточками (или молча, если говорить о героях id Software).

Апофеозом формулы стала Serious Sam: простой парень в джинсах и белой футболке разносил в клочья инопланетную пакость всех сортов и делал это невероятно стильно. Игрокам герой сразу запомнился, а серия приобрела статус классической. Само собой, четвертую часть франшизы, пережившей свои взлеты и падения, ждали многие. И ждали с опаской.

В начале была пушка

Сюжет по местным меркам неслабо закручен
Сюжет по местным меркам неслабо закручен

События четвертой части начинаются незадолго до старта третьей — такой вот приквел приквела. В недалеком будущем на Землю напали пришельцы, возглавляемые Менталом — инопланетным диктатором, успевшим захватить множество миров. Землянам такое, само собой, не понравилось, и они всеми силами стали давать отпор инопланетным захватчикам. В числе повстанцев оказался и Сэм Стоун — герой ополчения и живая легенда, на счету которого столько мертвых пришельцев, что он давно сбился со счета.

Сэм и сотоварищи отправляются на поиски святого Грааля — артефакта невиданной мощи, на поверку имеющего внеземное происхождение. Он якобы должен помочь в борьбе с армией Ментала. Впереди у Сэма долгое путешествие, полное взрывов, трупов и перемен мест действия.

Оригинальную игру слов «beacon — bacon» перевели как «маяк — эчпочмак»
Оригинальную игру слов «beacon — bacon» перевели как «маяк — эчпочмак»

Интересно, что четвертая часть чуть ли не впервые делает ставку на сюжет — его проявлений непривычно много для серии, завязка которой всегда звучала не сильно сложнее, чем у хитов 1990-х. Миссии часто перебиваются роликами, в которых раскрываются персонажи и их отличительные черты. Глубины ждать не стоит: все чаще бравые солдаты соревнуются в том, кто придумает наиболее удачную шутку о смерти очередного противника, да вспоминают былые битвы. Увы, зачастую каламбуры смотрятся до боли неуместно, а перевод делает их только хуже. Вершиной «эволюции», несомненно, является гэг про эчпочмак.

Беги и стреляй

Иногда разобрать, что происходит на экране, не так просто
Иногда разобрать, что происходит на экране, не так просто

Геймплей остался прежним: Сэм, вооруженный до зубов разнообразным оружием с разбросом от боевого ножа до стреляющей раскаленными бензопилами пушки, уничтожает десятки и сотни врагов в непрерывном танце со смертью. Иногда герою приходится прерываться на побочные задания или поиск секретов, но и там ему все равно нередко приходится разряжать обойму за обоймой в инопланетных супостатов.

В лучшие моменты Serious Sam 4 дарит ни с чем не сравнимое удовольствие. Разработчики не врали, когда обещали самое большое количество противников на экране за всю историю серии: счетчик убийств на отдельных уровнях с легкостью доходит до полутора тысяч, поэтому получение достижений вроде «выпустить более 900 патронов из минигана, не отпуская курок» не составляет большого труда. Игра к тому же постоянно подкидывает очень разнообразные толпы врагов: десяток несущихся на Сэма сирийских быков может сопровождаться налетом гарпий, непрерывными атаками арахноидов, расположенных в неочевидных местах (а стреляют они ой как точно!), и парочкой биомеханоидов. Говорим «парочка» — имеем в виду с десяток особей малого и большого размеров.

Разные противники требуют разного подхода: приходится постоянно переключаться между пушками и ловко маневрировать в потоке атак, летящих со всех сторон. В особо сложных ситуациях пригодятся гаджеты, получить которые можно в секретных локациях или в побочных миссиях. На выбор предлагаются такие прекрасные устройства, как, например, портативная черная дыра, переносная ядерная боеголовка и граната с газом, заставляющим монстров атаковать друг друга. Есть и предметы, применяемые на самого Сэма, вроде переносных аптечек (в переводе названные «К.А.Й.Ф.») или сыворотки ярости, увеличивающей силу и скорость атаки, а также делающей передвижение землянина в разы быстрее.

Новые игрушки

Комбайн — единственное оправдание колесного транспорта в игре
Комбайн — единственное оправдание колесного транспорта в игре

Не обошлось без нововведений, самым спорным из которых казалась система прокачки, а самым интересным — транспорт, который мы не видели со времен второй части. На практике все оказалось с точностью до наоборот: прокачка логично развивает возможности и дарит дополнительный фан, хотя и не совсем понятно, почему нельзя было просто выдать ту же стрельбу с двух рук прямо на старте. Прокачивать можно не только себя, но и оружие: к примеру, на дробовик можно навесить подствольный гранатомет, а на ракетницу установить систему самонаведения и модуль, позволяющий одновременно выпускать до пяти ракет. Мелочь, а приятно.

А вот транспорт… Транспорт скорее стал минусом. За прохождение дают покататься на мотоцикле, тракторе, комбайне, «папа-мобиле» и пару раз в полноценном мехе. Первые два — невероятно унылые покатушки из точки А в точку Б, причем не с лучшим управлением. Комбайн повеселее: он лихо размалывает в кашу всех попавших под мотовило, а отстреливать налипших на кабину монстров не то чтобы трудно.

Тот самый «папа-мобиль»
Тот самый «папа-мобиль»

Последние два, по сути, одно и то же: Сэм загружается в большого ходячего робота и, орудуя спаренными пулеметами и ракетницами, разносит в труху больших и малых врагов. Даже самые крупные супостаты вроде хнумов складываются от пары атак ходячей машины. А мелочь, путающуюся под ногами, всегда можно спалить зарядом выпускаемого напалма.

Отдельно стоит упомянуть расхваленную систему «Легион», которая должна выводить на экран более десятка тысяч противников одновременно. Смешно, но ключевую фичу игры демонстрируют за все прохождение дважды: в самом начале примерно секунд 15, да в финале — тоже буквально на минуту-другую. И даже этого времени хватает, чтобы понять, что все это фикция: противники умирают от любого попадания, а анимации смерти при этом срабатывают далеко не всегда. Настоящих противников среди этого моря — единицы.

Провалиться в текстуры

Непрогружающееся освещение...
1/6Непрогружающееся освещение…

Большая проблема игры в том, что до вышеописанного веселья нужно дожить. Serious Sam 3 в свое время ругали за невыразительное вступление и странные пробежки по темным подвалам с фонариком. Местный старт игры, увы, не сильно лучше: довольно низкая динамика первых уровней разительно контрастирует с тем, что ждет вас ближе к концу. К тому же именно в начале сделан упор на местный юмор — до безобразия нелепый и странный. Стычка с первым боссом сопровождается долгим обсуждением ванлайнеров, причем один хуже другого. Удивительно, как сильно преображается шутер в дальнейшем: если судить только по первой паре часов, впечатление создается крайне негативное.

Не помогают восприятию и баги: попытка поковыряться в настройках на релизе сопровождалась почти стопроцентной гарантией вылета (особенно в случае смены рендера), противники отказываются нормально реагировать на Сэма и просто упираются в стены, а мерцающие тени и подгружающиеся на глазах текстуры сильно сказываются на общем восприятии. Можно столкнуться и с более критичными проблемами: ломающиеся сохранения — такая же реальность, как и неправильно загружающиеся участки уровней. Доходит до абсурда: сбор определенных секретов может сломать прохождение из-за того, что игра просто перестает грузить противников, которых нужно убить для открытия ворот. Застрять на уровне потому, что игра работает неправильно, — ощущение не самое приятное.

Воруй как художник

Внешний вид найденных ключей
1/4Внешний вид найденных ключей

Еще одной каплей дегтя является местный левел-дизайн. Разработчики много рассказывали о том, что уровни в четвертой части станут самыми масштабными, и, в общем-то, не соврали. Другой вопрос, что масштаб не то чтобы идет игре на пользу: в отдельные моменты приходится чуть ли не по пять минут реального времени добираться из одной точки в другую, при том что в самой игре не происходит ровным счетом ничего. С последним патчем проблему частично решили, добавив в пустоту еще больше монстров. Честно говоря, результат крайне сомнительный: уровни во Франции приходится пересекать на транспорте, стрельба в котором реализована коряво ровно настолько, что проще слезть с мотоцикла или трактора и расстрелять все, что шевелится, а после этого вновь сесть за руль. Ничего, кроме дополнительной мороки, не создается.

Словно этого мало, в глаза бросается и то, что добрая половина игры создана из ассетов, перешедших по наследству из третьей части и еще одного тайтла студии — The Talos Principle. Узнаются развалины, отдельные решения вроде дверей с ключами, и даже звуки зачастую позаимствованы у себя же. А при появлении отдельных монстров в глаза бросается дизайн, словно пришедший из Doom. Разгадка проста: в какой-то момент Croteam едва не получила права на развитие франшизы и начала создавать наработки, которые и перекочевали в четвертого «Сэма».

Источник: cybersport.ru

Похожие записи

Добавить комментарий