Serious Sam 3 рецензия

on
крутой сэм третья версия
Один в поле

Помнится, ещё где-то в начале года при рецензировании довольно удачного и развесёлого боевика Bulletstorm наперёд прогнозировался весьма щедрый урожай из старомодных «мясных» шутеров (а ведь по современным меркам даже парочка таких проектов – уже непозволительная роскошь). Тогда и Duke Nukem Forever ещё подавал немалые надежды, и тёмная лошадка Hard Reset вселяла лучик радости в сердца соскучившихся по прежним временам игрунов. В итоге первое настолько прочно заклеймило себя провалом тысячелетия, что пятно позора просочилось под кожу и теперь избавлению от него поможет разве что полная ампутация. Второе же попросту не доделали до конца и не довели до ума; чего уж говорить – недавно и вовсе анонсировали Hard Reset: Extended Edition, пообещав внести в него ещё пяток уровней и парочку новых боссов.

Перспективы у Сэма и без того были явно не ахти какими: несмотря на успешные HD-римейки, народ до сих пор не мог оклематься после Serious Sam 2, заставлявшего чуть ли не до боли в голове вертеть указательным пальцем возле виска, раз за разом повторяя один и тот же вопрос себе под нос: «Чё это за херня?». Туман, нависший над проектом, усугубляли и невнятные геймплей-ролики, не позволявшие в полной мере рассмотреть детали и понять, что всё-таки представляет собой игра. Взять то же интервью с безголовым камикадзе: оно хоть и выглядело забавным, но вызывало небывалый скептицизм по отношению ко всей затее в целом. И тем не менее, вопреки всему и несмотря ни на что – пронесло!

В ногу со временем

может не он

Прежде чем приступить непосредственно к рецензии на Крутого Сэма, было бы целесообразным сразу поделить читателей на две категории: тех, кто играл в первые два «Пришествия», и тех, кто в них не играл. Первым читать дальнейший разбор особо и не нужно: по прочтении данного абзаца им можно смело пролистывать всё остальное и сразу идти к эпилогу, ибо знать этим людям достаточно лишь следующее – в плане геймплея после примерно первой четверти игры BFE превращается в старого доброго Крутого Сэма, оставаясь верным традициям почти до самого конца. Для ценителей зубодробительного хардкора это короткое заявление будет более чем достаточным основанием приступить непосредственно к процессу перемалывания вражьих костей и наматыванию рваной плоти и вываливающихся внутренностей на стальные гусеницы, которые в просторечии принято скромно называть ногами.

Однако стоит всё же остановиться подробнее как на самой новой игре, так и на целой горсти нюансов, привнесённых в неё веяниями моды и времени. Самое главное и бьющее по лицу своей заметностью – это атмосфера и стилистика. Сразу видно, что плачевный опыт игры под номером два хорваты приняли слишком близко к сердцу, очень сильно испугавшись дважды наступить на те же грабли. Но при этом, отказавшись вновь превращать своё детище в разноцветный цирк, разработчики явно переборщили с мрачными тонами, в которых нынче разворачиваются события. Да-да, вам нисколечко не показалось – «Серьёзный Сэм» стал… серьёзным. И мы это серьёзно.

 

нет это он

Вы только не подумайте, нет – сюжет по-прежнему является элементарнейшим научно-фантастическим трешем, существующим лишь ради «логического» обоснования выбранного героем маршрута от одного уровня до другого, просто подаётся всё это уже не в такой наплевательско-весёлой манере, как раньше. Шутки хоть никуда и не подевались, но значительно сдали по количеству и красочности, став скорее циничными, нежели забавными. Мультяшно кружащие в воздухе боекомплект и жизнеобеспечивающие ампулы жизни теперь аккуратно разложены по уровню в соответствии с законами физики, а респящиеся патроны заменены на бездонные коробки с амуницией (правда, только под оружие взрывчатого типа). Среди секретов почти не осталось весёлых пасхалок: в большинстве своём предпочтение отдаётся тайникам с оружием. Даже музыкальное сопровождение погрубело, прибавив в тяжести с помощью более жёстких гитарных рифов, тем самым почти полностью исключив приключенческий задор из происходящего на экране.

Немного раньше в тексте мы неспроста отметили, что Сэм становится прежним не сразу. Первые несколько уровней игры являются вещью настолько неортодоксальной, что окончательно понять, какую мысль хотели ими донести до нас Croteam, наверное, так и не получится. Путешествуя по закоулкам полуразрушенного межгалактической войной Каира, игрок непрестанно испытывает целый спектр разнообразных эмоций. Городская схема уровней напоминает все современные шутеры, в том числе и «переплюнувший “Титаник” по кассовым сборам», а расстановка противников, выдаваемое вооружение и антураж окружающего мира поневоле заставляют игрока прибегать к тактике современных шутеров, т.е. пользоваться укрытиями. И тут начинается самое интересное – видимо, это такой колоссальный хорватский троллинг, только непонятно, кого именно, – игроков или современных игр, ибо слоган проекта как раз обещал «никаких укрытий», только чтобы потом поставить в такую безвыходную позицию, где без пряток уцелеть будет невозможно.

Да и вообще, прежде чем играть, сразу можно готовиться к тому, что до получения заветной ракетницы и двустволки (притом ракетница появится в инвентаре раньше) чувствовать себя вы будете самым настоящим говном и ничтожеством: патронов – мало, здоровье – почти всегда на нуле, и каждая пилюля «+1» кажется чуть ли не спасительным грузом из Красного Креста голодающим в Африке (тем более что поначалу в основном только такими аптечками и кормят), а схватки один на один с рядовым «сэмовским» противником (вроде робота или большого скорпиона) могут оказаться нешуточным испытанием. Только представьте себе: истощённые битвой с рядовыми монстрами средне-мелкого калибра, вы сталкиваетесь с неожиданно проламывающим стену старым приятелем – Красным Роботом. Если вспомнить, то в одиночку такого всегда было нетрудно убить – достаточно лишь бегать вокруг и отстреливаться, уворачиваясь от летящих ракет, верно? Ошибаетесь! Мало того что вы загнаны в скромный квадратный резервуар, посреди которого стоит одно только нерушимое препятствие в виде небольшой исповедальни, так новая версия противника ещё и более свирепая в поведении, не стесняющаяся устраивать самые настоящие девастирующие ковровые бомбардировки. Единственный способ выжить – это носиться вокруг мечети как умалишённому, потихоньку постреливая в красную тушу, играющую со своей жертвой в кошки-мышки, и молясь всем известным богам, как бы не схлопотать ракету в жбан, в очередной раз неаккуратно высунувшись из-за угла.

Ногой по современному

real serious sam

Смешно даже говорить подобное, но многие в наши дни не подозревают, что «Сэм» был одной из первых игр, в которой… присутствовала регенерация здоровья, позволявшая и самому неумелому нубу почувствовать себя Джоном Рембо. И пусть работала она лишь на низких уровнях сложности, удивительности факта сего это не отменяет. И что самое смешное – именно в этой игре подобная фича как раз превращается во вполне себе жизненную необходимость, без которой игроку в бою приходится не просто несладко, а адски некомфортно из-за безостановочно прущего разнокалиберного бестиария.

Да… «Сэм» – игра не из простых, местами будет даже посложней оригинала. Притом сложность выстроена подобным образом неспроста. Благодаря ей осуществляется весьма плавный переход из геймплея современного образца в старый, более классический вариант: с открытыми пространствами и огромным количеством врагов, буквально штурмом берущих главного героя. Забавно то, что новичкам, только знакомящимся с Сэмом, явно должно понравиться то ощущение собственного превосходства и могущества, которое приходит ближе к финалу игры, когда в ходе побоищ поистине библейских масштабов (затыкающих за пояс даже чудовищное количество нечисти в том же The Second Encounter) с относительной лёгкостью выкашиваются уже не один, а десятки и сотни некогда сложных противников.

Слишком просто, однако, не становится, и не всегда по правильным причинам. Помнится, совсем недавно мы жаловались на Hard Reset, когда говорили про невозможность разобрать происходящее на экране из-за наплыва спецэффектов. Ну так вот – искренне извиняемся и берём свои слова обратно, ибо по сравнению с дискотекой из «Перезагрузки» происходящее в «Сэме» является самым настоящим хаосом. Дым, песок, всюду летающие вражеские ракеты, патроны, льющиеся реки крови (которые, кстати, забрызгивают экран и оружие), возвышающиеся огненные облака от взрывов и слепящее солнце, выжигающее глаза HDR-эффектами, считают своим святым долгом помешать герою разглядеть противников. А тупо стрелять вслепую, надеясь на рандомное попадание по врагу, здесь тоже не получится, поскольку большую их часть надо уничтожать ещё за сто вёрст до приближения, на дистанции, где каждый, даже самый миллиметровый сдвиг мышкой чреват потерей цели из радиуса поражения.

sam III
Вблизи подраться, впрочем, тоже придётся, и тем приятнее, что привнесённая в игру веяниями современной моды рукопашная атака получилась весьма интересной. Ведь как оно обычно бывает: рукопашка – это либо быстрый и динамичный удар ножом или прикладом, либо долгое и методичное фаталити, демонстрирующее всю красоту скрипта. Отметим, что последнее, как правило, на порядок длиннее первого. Здесь же наоборот, большая часть рукопашных атак длится считаные секунды, а жестокость протагониста она демонстрирует не многим хуже, чем у яростного Кратоса из God of War: вырывание глаз, сворачивание шей, отрывание закостенелых голов и попросту размалывание противника молотом – всё это выглядит не на шутку брутально и почти не мешает динамике боя. Более того, подобные атаки оказываются крайне полезными, когда надо быстро смотаться из одной точки арены в другую, скажем, за патронами, а на пути встаёт скорпион, случайно избежавший кары Сэма. Когда каждая секунда дорога, а противник не перестаёт стрелять, быстрое сворачивание шеи будет куда более удобным решением, нежели долгое разбирательство с применением свинцовых эссенций на месте.

В плане графики и игрового движка здесь тоже полный порядок. Взяли за основу движок Serious Sam HD да улучшили и без того красивую картинку: гигантские, масштабные уровни, бескрайние песчаные оазисы, памятники старины… Особенно удались инопланетные подземные сооружения – даже при полном минимализме глубина и атмосфера во время кратковременных прогулок по ним просто зашкаливают. Локации, к слову, стали более разрушаемыми: если раньше мы могли подвергнуть уничтожению лишь флору да несколько статуй, то теперь большинство стен и колонн на открытых пространствах с трудом переживают два удара из ракеты. Прятаться или пережидать в таких условиях становится явно негде.

А вот про мультиплеер особо не разговоришься. Игравшие в «Сэма» раньше прекрасно знают, что собой представляет местный кооперативный режим: безумие оригинального сингла, умноженное исключительно на количество играющих друзей. Правда, разработчики и здесь слегка перестарались, позволив одновременно играть аж 16 игрокам. Не сказать, что от переизбытка напарников пропадает сложность, но вот интерес начинает угасать куда сильнее. Стандартные дезматчи, захваты флага и прочее вряд ли кого-то сильно здесь заинтересует. В конце концов, для таких развлечений существуют другие игры, давно зарекомендовавшие себя на поприще сетевых баталий.

I Am Serious

Serious Sam 3 определённо удался. Не без огрехов, конечно, но подобное не стыдно назвать гордым именем «Сэма». Игра получилась именно такой, какой должен был выйти современный «Сэм» – в меру усовершенствованный, но по-прежнему суровый и беспощадный к нервным клеткам. Даже чрезмерная серьёзность повествования не мешает получать удовольствие от первосортной мясорубки, которой эта игра всегда и являлась. BFE умудрился стать игрой новой, при этом почти не изменившись.

 




Добавить комментарий