CROLLYWOOD: Основы и принципы монтажа ч4

И снова здравствуйте друзья!
Продолжаем углубляться в таинственное искусство видеомонтажа.

В прошлом уроке мы выяснили правила ориентации в пространстве. Сегодня мы узнаем о том, как следует показывать предметы, находящиеся в постоянном движении.


Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре:
Направление движения в кадре очень важно. Вот, представьте себе на секунду, что мы снимаем кино о войне. Слева направо бегут, безусловно, наши. Они очень героически себя ведут, лихо стреляют, и вообще, готовы показать кузькину мать любому супостату.

Справа налево, навстречу нашим, мелко семеня от ужаса, короткими перебежками двигаются, конечно же, немцы.
Что случится, если нам вдруг придет в голову резко поменять картинку и показать прямо противоположную сторону битвы?

Как мы помним, наши двигались слева направо. Теперь же они вдруг стали бежать справа налево. О чем это скажет зрителю? Наши отступают! Они повернули назад!

Возьмем другой пример. Человек только что вышедший из дома, и, через несколько секунд идущий в обратном направлении, создаст у зрителя впечатление, будто герой что-то забыл взять в своей квартире.

Глупость, верно?

Дабы избежать такой нелепой ситуации, нам необходимо донести до зрителя мысль, о том, что мы переместились на другую сторону.
Как?

Очень просто — надо делать это постепенно. Мы же ведь не умеем телепортироваться? Зритель тоже.


Значит, нам нужен плавный разворот камеры на 180 градусов.

Возьмем, к примеру, несущийся грузовик, который необходимо показать с двух сторон противоположных оси его движения.

Сразу скажу, что наилучшим вариантом будет внутрикадровый монтаж. Но если у нас нет возможности это сделать, то следует помнить одну простую вещь. Смена кадра относительно двигающегося объекта не должна быть больше 90 градусов.
Кроме того, пересекать вертикаль движения при этом категорически воспрещается (с любой стороны).

Если в качестве более мягкого перехода мы покажем этот грузовик едущим прямо на нас, то мало чего этим добьемся.
Почему? Потому что так движение практически не чувствуется, кадр будет восприниматься статичной картинкой, а такое восприятие еще хуже.

Чтобы этого избежать следует добавить еще пару кадров снятых в положении три четверти относительно объекта.
То есть:

Общий слева

Первый средний 3/4 слева

Общий центр

Первый средний 3/4 справа

Общий справа


Таким образом, мы сохраняем часть движения. По пути к центру оно последовательно нивелируется, затем переходит в обратную фазу.

Впрочем, вы не находите, что такой вариант достаточно скучен? Хоть он и выполняет свою задачу, но нам потребовалось аж 5, к тому же достаточно однообразных, кадров! Лучше всего будет показать, как сам грузовик повернет в кадре на 90 градусов, сместив ось своего движения.

Тогда мы смонтируем таким образом:



И еще раз об оси движения — не пересекайте ее, если в предыдущем кадре сохраняется противоположное направление «едет чуть вправо, затем чуть влево — так нельзя!», будет противное ощущение рывка.


Дорогие друзья, впереди у нас еще много чего интересного!

До встречи в следующей части, надеюсь, урок вам понравился. И помните, длина кадра зачастую зависит от того, насколько он интересен. Каждый кадр должен передавать информацию. Как только информация усвоена, и смысл картинки стремиться к нулю, то смело режьте — не ошибетесь.

 

Добавить комментарий